[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Наследие Предков » Боги Славянские. Мифология » Славянская мифология. Часть 2
Славянская мифология. Часть 2
ЛИИТДата: Суббота, 30.03.2013, 00:09 | Сообщение # 1
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9681
Статус: вне радуги
В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе. Считается, что в каждом доме живет домовой - покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах — под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.



Он помогает трудолюбивым хозяевам, неустанно заботится о них и хлопочет. Домовой замечает всякую мелочь, любит, чтобы все было в порядке и наготове; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится из-за них, — словом, домовой склонен к порядку, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам, душит людей во сне и мучает. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково — очень уж он большой охотник до ласкового слова.


Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы. Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.


Вот каков славянский домовой — несомненно добрый дух, заботливый хранитель домашнего очага, незримый помощник и веселый озорник.



Див




В славянском эпосе мифическая птица, предвещающая плохие события, вестник бед и несчастий.


Этимологически имя «Див» связывают со словом «диво», то есть Див — удивительная, вызывающая изумление птица. Облик Дива никто не мог удержать в памяти, разные люди видели его по-разному. Внезапно появлялся Див на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал свои пророчества. Казалось, что это просто ворон каркает, ревет ветер, грохочет буря, но Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть, и он силился предупредить людей об опасности. Но ведь судьбу обмануть невозможно, не уйти от нее никому, и потому пророчества Дива, точно так же как греческой прорицательницы Кассандры, оставались неуслышанными, непонятыми и никому не приносили пользы.


В разгар боя он веял своими крыльями над теми, кто обречен был на поражение, и клики его чудились погребальным плачем по ним.

Сказочная птица Гамаюн и крылатый пес Семаргл в славянской мифологии, равно как иранский мифический персонаж — вещая птица Симург, по внешнему облику и своей роли, вероятно, были схожи с Дивом.



Жар-птица




Жар-птица — сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время гневного бога грозы.


В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.

Жар-птица живет в тридевятом царстве, тридесятом государстве в прекрасном саду, окружающем терем Царь-девицы (или у Кощея Бессмертного в пещерах каменных среди других сокровищ, которые он охраняет). Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни. Когда поет Жар-птица — из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью летает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь — все вокруг осветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.

Древнегреческое предание о птице Феникс, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама в том огне сгорает, чтобы потом возродиться, имеет нечто родственное со славянскими преданиями о Жар-птице.



Злыдни



В восточнославянской мифологии злые духи. Они селились в доме за печкой и приносили хозяевам всяческие несчастья. Иногда злыдней представляли в виде маленьких старичков-оборванцев, но обычно считалось, что они невидимы.


По поверьям, злыдни обрекают семью, в чьем доме они завелись, на крайнюю бедность. Беды и несчастья непрерывной чередой начинают преследовать людей.

Считалось, что избавиться от злыдней очень трудно и такая семья никогда уже не встанет на ноги, погрязнув в беспросветной нищете. Но если уж человек сумеет их извести, он тут же быстро разбогатеет.



Змей Горыныч




В древнерусских мифах и легендарном эпосе крылатый многоголовый змей. Как и европейский дракон, Змей Горыныч изображался огнедышащим чудовищем с 3, 6, 9, а то и с 12 головами. Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по воздуху и имеет многочисленное потомство (змеенышей). Живет Змей Горыныч то на Сорочинских горах, то в глубоких пещерах, уходящих в неизведанные глубины гор, где собраны у него несметные богатства и томятся в неволе похищенные царевны и другой честной люд.


Змеепоклонство, распространенное у многих народов, никогда не было свойственно духу русского народа. На Руси, начиная с самой первобытной ступени развития, всегда относились к змею как к низшему (хотя и одаренному лукавой мудростью) существу и не искали в пресмыкающемся предмета обожествления. И леший, и водяной, не говоря уже о покровителе домашнего очага дедушке-домовом, пользовались в русском народе несравненно большим почитанием, чем этот летучий огнедышащий дракон, несмотря на всю его силу и устрашающий вид.


Под Змеем Горынычем в древности подразумевались прежде всего грозные темные тучи, застилающие на небе путь солнечным лучам и лишающие тем самым живой мир главного источника жизни. С течением времени дракон-змей ассоциируется уже не с самой тучей, а с вылетающими из «небесной горы» молниями, змеевидность которых как бы подкрепляет этот образ. Впоследствии представление о Змее Горыныче перешло и на метеоры, огненным шаром проносящиеся над землей и рассыпающиеся искрами на глазах у всех.


Из века в век переходят древние предания о борьбе с этим страшным чудовищем — воплощением жестокой порабощающей силы. Как гласит сказание, летит такой змей, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом — задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так что листья с деревьев осыпаются; бьет хвостом он по сырой земле — реки выплескиваются из берегов; от дыхания ядовитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного! Но вставали на его пути сыны земли русской и спасали ее от злого нашествия. Сохранились образы могучих богатырей, вступавших с ним в единоборство. Былинный богатырь Добрыня Никитич одолел «змея лютого Горынчища», потоптал конем змеенышей, вызволил из неволи бояр, князей и других пленников и забрал добро награбленное. А другой былинный герой, Никита Кожемяка, впряг Змея Горыныча в плуг весом 300 пудов и вспахал на нем землю от Киева до самого моря, борозды те видны до сих пор. Тянутся эти так называемые Змиевы валы по территории Украины на сотни километров (по объяснению ученых, эти легендарные валы были возведены для защиты от набегов степных кочевых племен приблизительно в IX — X веках. Народ же по-своему толковал их происхождение).


Кикимора



По мифологическим представлениям восточных славян — злой дух дома. По определению в словаре Владимира Даля, кикимора — это вид домового. Некоторые исследователи быта русского народа полагают, что кикимора — жена домового.

Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров, а позднее — недобрым духом крестьянской избы. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.

Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора — беспрестанно подпрыгивает на месте. Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого — всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают. А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» — камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом. Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника — кикимора его очень любит и за угождение может оставить в покое. Но самое лучшее и надежное — призвать на Герасима-грачевника (4 марта по старому стилю) знахаря и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью, чтоб она и дорогу к дому забыла!

Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым.


Кощей Бессмертный



Кощей Бессмертный — в славянском народном эпосе злой волшебник, похожий на скелет, олицетворявший разрушительные силы смерти, холода и тьмы. Кощей Бессмертный играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей Горыныч. Они одинаково враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом — Кощей Бессмертный. Смерть Кощея сокрыта так далеко, что его называют Бессмертным. Например: на море-океане, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; стоит только раздавить то яйцо — и Кощей Бессмертный мгновенно умирает. Иногда в яйцо заключается игла, а смерть Кощея находится на кончике иглы. То же рассказывают и про Змея: существует остров, на острове камень, в камне заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце желток, в желтке каменек — это и есть Змеиная смерть; надо только добыть каменек и бросить им в Змея!

Кощей Бессмертный — герой многих сказок. Он сторожит подземное царство, где спрятаны бесчисленные сокровища и томятся в неволе пленники. Обычно Кощей Бессмертный тщательно охраняет тайну нахождения своей смерти, но все же герой — Иван-царевич или младший сын — со своими помощниками (обычно это медведь, волк, коршун, щука) убивает Кощея и освобождает красавицу-царевну.
 
ЗентаДата: Пятница, 03.05.2013, 20:33 | Сообщение # 2
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги
Кикимора





Кикимора — персонаж, свойственный в основном севернорусской мифологической традиции. Ее представляли домовой хозяйкой и иногда — женой домового.

Имя этого персонажа состоит из двух частей: «кик» и «мора». Одни исследователи считают, что первая часть, возможно, происходит от глагола «кикать» в значении «кричать, плакать, причитать». Другие же возводят ее к древнему балто-славянскому корню кик- / кык- / кук-, содержащему значение горбатости, скрюченности. Вторая часть слова «кикимора» — «мора», а также близкое ему в славянских языках слово «Мара» мот быть именами самостоятельного мифологического персонажа, тоже домашнего духа, и восходят к общеславянскому корню моръ-, означающему «смерть». В местных огласовках имя кикиморы могло звучать как «шишимора». Это слово ученые связывают с глаголом «шишить», существующем в народных говорах и имеющим значение «копошиться, шевелиться, делать что-то украдкой». Нельзя не отметить, что смысловые оттенки всех приведенных корней и слов соотносятся с соответствующими характеристиками образа кикиморы в традиционных представлениях.
В мифологических рассказах кикимора предстает уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто ее изображали в бабьем кокошнике на голове. На Вологодчине и в Ярославской губернии кикимору представляли в образе крохотной женщины или старушки. Вологодские крестьяне считали, что кикимора так мала, что, опасаясь быть унесенной ветром, никогда не появляется на улице. В Восточной Сибири кикимору представляли в виде нагой девушки с длинной косой.
В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний существо, подобное кикиморе, называли «марой», «мокушей» или «мокошей». Ее воображали в виде женщины с большой головой и длинными руками. На основе имени мокоши и причастности ее к женским работам исследователи полагают, что в ней можно видеть трансформированный образ древнесла-вянского божества Мокоши. В некоторых местностях был известен также образ запечельницы, или запечельной мары, который, как и мокоша, был близок по своим характеристикам кикиморе. Запечельницу тоже представляли в виде старухи, в сарафане и бабьем головном уборе, иногда — с непокрытой головой и распущенными волосами.
Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «неправильных» покойниках. Согласно поверьям, она появляется в домах, построеных на «нехорошем» месте: например, на меже, где захоронен «нечистый» покойник. Кое-где полагали, что кикиморами становятся дети, умершие некрещеными. В Вятской губернии и Поволжье среди крестьян бытовало мнение, что кикиморы — это неотпетые покойники или проклятые люди. Известно также народное представление о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. А иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея.
В крестьянской среде существовало поверье, что в строящийся дом кикимору могут запустить плотники или печники, которые остаются недовольны вознаграждением хозяев. В таких случаях они изготавливали из щепок и лоскутков кукольное изображение кикиморы и закладывали его за матицу с особым приговором. В одном мифологическом рассказе повествуется о том, как может мерещиться в доме от «насаженной» кикиморы:
У нас три чуда было. Вот в этой избе. Заяц бегал, бык, собака и поросенок. Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла — он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака. А то двери раскроются. Вдруг все двери — раз — все открылись. А потом что? Стали искать — куколка завязана: будто как платочек личико — или, как сказать? — мордочка перевязана. Сожгли эту куколку — маячить не стало.
Появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках считалось плохим предзнаменованием: крестьяне верили, что она будет вредить в хозяйстве и досаждать домочадцам. В рамках крестьянского хозяйства кикимора, согласно поверьям, может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, на чердаке. В северных и восточных губерниях у русских полагали, что она может находиться в пустых постройках, в бане. Но чаще всего ей приписывают местопребывание в доме, за печью или в подполе.
В обычное время кикимора и подобные ей существа невидимы. В Вятской губернии рассказывали, что кикимора, оставаясь невидимой, может проявлять себя голосом: требовать, чтобы неугодные ей жильцы убирались из дома, а также действиями: бросанием предметов, битьем посуды. Домашний дух, мокоша, иногда издает звуки, как будто щелкает веретеном по косяку двери.
Днем кикимора сидит за печкой или в подполе, и ее не видно. По поверьям, она старается не попадать на глаза людям из опасения, что на нее могут накинуть нательный крест, и тогда она останется недвижима. Ночью же кикимора выходит из своего убежища проказить. Она растворяет двери, перебегает из комнаты в комнату, топает, стучит посудой, кидается из подполья луковицами, мешает спать детям. Кикимора очень любит позабавиться с веретенами, прялкой и начатой пряжей.
Этот домашний дух, связанный в первую очередь с печью и с домашним хозяйством, по народным представлениям, имеет отношение к такой женской работе, как прядение. Считается, что ее любимое место для «работы» — правый от входа угол рядом с печью, куда обычно сметают сор со всей избы. Крестьяне рассказывали, что когда кикимора прядет, свист от веретена раздается по всей избе. Особенностью кикиморы, когда она сидит или прядет, является то, что она постоянно подпрыгивает на одном месте. Кроме того, в народе говорили, что кикимора прядет нитки наоборот, в другую сторону, чем обычно это делают люди. При этом она путает, мусолит и рвет пряжу. Во многих местностях считали, что таким образом кикимора, а также и мокуша, и запе-чельница специально вредят тем, кто после работы оставляет пряжу неубранной, а прялку без благословения.
По народным поверьям, работу, до которой дотронется кикимора, хозяйке после трудно закончить: клок кудели придется прясть целый день; если же она потрудится над недошитой рубашкой, то ее и за неделю не удастся закончить — придется все время распарывать и шить заново. Известно, что кикимора шьет неровно и сама никакую работу до не доводит конца. Неслучайно существует пословица: «От кикиморы рубахи не дождешься». Ленивым девушкам в связи с этим же представлением раньше говорили: «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет».
 
ЗентаДата: Пятница, 03.05.2013, 20:33 | Сообщение # 3
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги
В некоторых местах Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерний крестьяне считали, что близкая кикиморе мокуша по ночам стрижет овец и прядет шерсть, а если остается недовольной, то отстригает немного волос и у самих хозяев дома.
Согласно мифологическим рассказам, кикимора очень не любит ленивых хозяек. Она всячески старается им насолить: тормошит маленьких детей так, что они ночью плачут, пугает подростков блеском своих выпученных глаз и рожками на голове, портит хозяйственную утварь и прядево. И напротив, как и другие домашние духи, кикимора благоволит к хорошим хозяйкам, умелым и старательным. Чтобы им облегчить работу, она баюкает по ночам маленьких детей, перемывает посуду, устраивает так, что тесто хорошо всходит и пироги выпекаются пышные. Незадачливой хозяйке, чтобы добиться покровительства кикиморы, приходится найти в лесу горький корень папоротника, настоять его на воде и перемыть ею все кринки и горшки. По поверьям, кикимора очень любит папоротник, и за оказанное ей внимание может оставить женщину в покое.
Кикимора считалась злым и вредным духом для домашних животных и птицы. Так, в Вологодской губернии был записан мифологический рассказ о том, как кикимора мучила лошадь:

Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и, бывало, загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади:
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре, и ездит вокруг яслей. Я ее по голове плетью — соскочила и кричит во все горло:
Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб.

В Новгородской губернии рассказывали, что кикимора может безобразно подстричь овец. А в некоторых местностях, считали, что она живет в курятнике и выщипывает курам перья. Чтобы кикимора не вредила птице, под нашестом для нее привешивали яркие лоскутки кумача, горлышко от глиняного умывальника или камушек с природным отверстием, который в народе называется «куриным богом».
Проделки кикиморы в крестьянском хозяйстве доставляют домочадцам в основном неприятности. Подчас она даже может выжить людей из избы, о чем свидетельствует вятский мифологический рассказ:




В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», — а не послушают — начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому. По традиционным представлениям кикимора может выступать в роли предвестницы, чаще всего плохих событий в семье. Во многих местностях на Русском Севере считали, если кикимора покажется, например привидится с прялкой на передней лавке, это к смерти кого-либо из домочадцев. Когда она выходит из подполья или плачет — тоже к несчастью. В вологодских деревнях существовало поверье, что перед бедой у девушки-кружевницы кикимора начинает со стуком перебирать коклюшки, подвешенные на специальной подушечке для кружевоплетения. Реже кикимора или близкие ей мифологические персонажи своим появлением предвещают добро. В Архангельской губернии, например, считали, что если доможириха, схожая с кикиморой, покажется сидящей за ткацким станком, то это к прибыли. Об этом повествует мифологический рассказ:
Вот я раз ночью выйтить хотела, встала, смотрю месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: «дзи» да «дзи», и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: «Спаси Бог, матушка!»
А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла шанечку да около ей и положила. А она ницего — все прядет. А собою как баба, и в повойнике. И много у нас тот год шерсти было
Избавиться от кикиморы очень сложно. Правда, как и в случае с другими мифологическими существами, от нее можно защититься, произнеся молитву, Божье имя, или, напротив, — матерную брань. Одним из действенных способов отвязаться от кикиморы считалось обвязывание использующейся в семье солонки можжевельником: по поверьям, в этом случае кикимора не сможет брать из нее соль и солить хлеб своему мужу-домовому. Чтобы кикимора не мучила кур, согласно одному из лечебников XVIII века, под шесток следовало положить верблюжью шерсть и ладан. Изгнать это вредное создание можно было, окропив дом святой водой. Для избавления от кикиморы существовали также заговоры. В Южной Сибири ее выпроваживали из дома в день Герасима Грачевника (17 марта ст ст.) с особым приговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюни-на дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют». «Насаженную» кикимору можно было уничтожить, лишь обнаружив ее изображение в виде куклы.
В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей, которыми являются шуликуны. Шуликуны вылетают из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.
В некоторых местах Вологодской и Новгородской губерний бытовали представления о кикиморах как сезонных мифологических существах: здесь считали, что они появляются только в Святки или даже только, одну ночь перед Рождеством. Возможно, с этими представлениями был связан местный обычай на Святки рядиться кикиморами. Ряженые, чаще всего это были старухи, приходили на святочные игрища в образе этих мифологических существ: они надевали рваную одежду, брали большую палку, изображающую веретено, садились на полати, свесив ноги вниз, и «пряли», «показывая пример» девушкам. Если же те смеялись над ряжеными старухами и хватали их за ноги, «кикиморы» били их палкой-«веретеном».
В поверьях XIX века и более позднего времени образ кикиморы в значительной степени утратил свои специфические черты; кикиморами в народе могли уже именовать разнообразных опасных для человека персонажей.
Мифология: Славянская
 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 10:34 | Сообщение # 4
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги
Драконы.


Описание

По мнению Тодда Локвуда, драконы имеют много общего с кошками, что выражается в их строении и характере, а вот змей или ящериц напоминать не могут. Драконы должны иметь развитую мускулатуру, чтобы летать.

Драконы — разумные создания.
Происхождение

В более ранних версиях описывается происхождение от змей, а в более поздних драконы либо потомки динозавров, либо развивались с ними из общих предков[источник не указан 588 дней]. В мире Земноморья Урсулы Ле Гуин драконы, это самостоятельный разумный вид живых существ, который выступает иногда в роли магических хищников, а иногда в роли хранителей древней, недоступной людям мудрости. А. Скляров отмечает схожесть мифологических драконов с динозаврами, а в фильме «Войны драконов» драконы представлены двумя видами: динозаврами типа дейнониха с большими перепончатыми крыльями на спине (западный дракон) и преобразившимися великими змеями (восточный дракон).
Способности

Дракон как существо высшего уровня наделяется многими способностями: огненным или иным дыханием, "истинным зрением" (способность различать любые иллюзии), разного рода магией, способностью превращаться в человека и других существ, телепатией. По большому счёту полёт также надо отнести к способностям, так как в природе нет летающих существ такого большого веса.

Огненное дыхание — это извержение драконом из пасти огня или загорающихся веществ, которое не связано с дыханием как таковым. Тем не менее извержение огня часто предваряет глубокий вдох. Драконоборцем этот момент уязвимости используется для уничтожения дракона[19]. В разное время были разные попытки объяснить физику огненного дыхания. В большинстве фантастических произведений оно объясняется магической природой дракона или является врождённым заклинанием. Также популярна версия Питера Дикинсона о том, что дракон представляет собой своеобразный «дирижабль», наполненный газом метаном, излишки которого при необходимости отрыгиваются и превращаются в пламя. Метан вырабатывается естественным путём в ходе пищеварения. Такое объяснение даётся во многих произведениях, однако резервуары для горючего газа в них часто мизерны (чтобы не нарушать силуэт и не превращать дракона в воздушный шар), что сводит на нет пользу от такого объяснения[20]. Также под вопросом процесс поджигания горючего газа при его выходе из пасти, так как непосредственно из горла пламя выходить не может. Версия смешения на выходе двух газов (которое поджигает оба) весьма популярна[22]. Другая версия огнедыхания основана на выработке легковоспламеняемого яда специальной железой и искровом элементе. Для образования или хранения огненосных компонентов у дракона есть специальные органы.

Помимо огнедыхания есть другие виды «дыхания»: градом, раскалённым песком, ядом, молниями и даже холодом.

Часто указывается[источник не указан 588 дней], что шкура дракона непробиваема для стрел и копий, не горит, в том числе от огненной магии (проявляет свойства пиромагического негатора).
Жизненный цикл
Обычный дракон

В большинстве фэнтези-произведений срок жизни дракона не ограничен (или неизвестен, но очень велик)[источник не указан 588 дней]. Драконы, как правило, умирают в результате убийства или несчастного случая, а не от старости. Однако встречаются разные мнения о продолжительности жизни, которые условно можно поделить на несколько категорий по возрастанию. Например, в произведении Ольги Силаевой «Драконье лето» драконы живут всего лишь порядка 100 лет. Драконы Кринна — несколько тысячелетий.

В произведении К. С. Льюиса «Покоритель зари, или Плавание на край света» (из цикла «Хроники Нарнии») описана естественная смерть дракона (правда, его возраст остался неизвестным).

Драконы могут вести одиночный образ жизни или жить цивилизацией. Обычно самка откладывает яйца. В произведении Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» указано, что драконы должны согревать яйца своим пламенем.
Взаимоотношения с другими существами

Драконы в большинстве фантастических произведений недружелюбно относятся к другим существам[источник не указан 588 дней]. Однако есть много примеров сотрудничества, дружбы и симбиоза, например симбиоз человека и дракона Перна или эльфа и дракона Алагейзии. В произведениях драконы и звери обычно живут бок о бок. Часто встречаются изображения мирного сосуществования драконов и грифонов.
Привычки

Поскольку в большинстве европейских сказок драконы обитают в пещерах и имеют сильное пристрастие к золоту и драгоценным камням[источник не указан 588 дней], это проявилось и в современных сказках. Иногда собирание золота заменяется на коллекционирование, в том числе знаний, либо тяга к золоту объясняется физиологией дракона.

Питаются драконы крупными животными, в некоторых случаях и людьми.
Драконы в фантастике

Несколько видов драконов в фантастике оказали заметное влияние на тематическое творчество других или являются ярким выражением современных представлений о драконах, популяризованное через получившие известность произведения.

Драконы Алагейзии — бессмертные могущественные ящеры, живущие в Алагейзии (тетралогия «Наследие» Кристофера Паолини). В прошлом произошла кровопролитная война между драконами и эльфами, которая закончилась мирным союзом. Согласно его условиям обе стороны создали единый орден Всадников, в котором образовывались неделимые пары драконов и эльфов, призванные охранять мир в Алагейзии. После к этому союзу присоединились и люди. Драконы бессмертны и растут на протяжении всей своей жизни, их пламя способно плавить камни, а также они — источник магической мощи и мудрости прошлого. Хотя в явлении Всадников чувствуется заимствование у Энн Маккефри, благодаря экранизации первой книги тетралогии (фильм «Эрагон») драконы Алагейзии стали популярны как новый положительный образ дракона в культуре[источник не указан 612 дней].

Драконы Дракии — разумные теплокровные крылатые ящеры с планеты Дракия (Драко (Джордж) Локхард). Изначально были естественно развившейся в жестоких условиях формой жизни, в дальнейшем изменили свой вид генетически и получили бессмертие. Драконы Дракии колонизируют вселенную и изначально представляют гуманную и миролюбивую цивилизацию, идущую по пути технологического прогресса. Но вследствие Катаклизма (катастрофы в масштабе вселенной) были разделены и отрезаны от своей родины, многие из драконов утеряли свои достижения и попали в рабство к людям. Позднее среди драконов развились Диктаторы — существа, обладающие способностями, сравнимыми с божественными[24]. Драконы Дракии показывают дальнейшее положительное развитие образа дракона[18].

Дракон Драко — последний дракон в фильме «Сердце дракона». Эти драконы благородны, миролюбивы, соблюдают Старый Завет, могучи, летучи и огнедышащи, однако очень много их было убито легковооружённым рыцарем Боуином. Все драконы дали обет беречь человечество, когда оно появилось на земле. Последний дракон поделился своим сердцем с жестоким королём Айноном, разделив с ним боль и силу. Но Айнон не стал добрым и благородным, и рыцарь Боуин, учитель короля, поклялся истребить всех драконов. Последний дракон пожертвовал собой, чтобы остановить Айнона. Драко показал драконов нетипичными для кино очеловеченными и вызывающими симпатии у людей, а также в целом представляет дракона как положительного персонажа[25].

Основная статья: Драконы Перна

Драконы Перна — разумные теплокровные существа, выведенные колонистами планеты Перн (Энн Маккефри) из местных летающих ящериц. При рождении каждый дракон обязан установить телепатическую связь с человеком, который в дальнейшем станет его всадником, иначе новорождённый умирает. Разрыв телепатической связи может быть только со смертью всадника или дракона, причём это в большинстве случаев заканчивается самоубийством партнёра[26]. Драконы при их огромных размерах (до 40 м[27]) летают посредством телепортации, а также способны использовать телепортацию для дальних перемещений в пространстве и времени[28]. В симбиозе с людьми драконы Перна защищают планету от угрозы Нитей, сжигая их в небе. Огонь перинитских драконов образуется биохимически во втором желудке дракона из размельчённого минерала, содержащего фосфин. Драконы — очень мирные существа и сражение дракон против дракона для них просто немыслимо[29]. Научно-фантастические драконы Перна впервые показали симбиоз человека и дракона, идея которого потом была воплощена в тетралогии «Наследие» Кристофера Паолини.
Красный дракон из Dungeons and Dragons

Основная статья: Драконы Dungeons and Dragons

Драконы вселенной Dungeons and Dragons — вырастающие до громадных размеров могущественные существа. Покрыты чешуёй, откладывают яйца, однако рептилиями не являются. Обладают различными способностями в зависимости от вида и возраста, практически все наделены умом, многие умеют превращаться в гуманоидов и даже скрещиваться со многими другими видами существ. Скапливают сокровища. Каждый вид имеет свои способности и мировоззрение, изначально все драконы делятся на металлических и цветных (добрых и злых соответственно). Классификация драконов из Dungeons and Dragons широко используется в компьютерных играх и литературе фэнтези[30].

Драконы Шумила — разумные теплокровные существа, созданные студентом-биологом Джафаром (Павел Шумил, «Слово о драконе»). Оставшись один в чужом континууме, Джафар смоделировал и вырастил тело дракона, в которое затем переписал собственную память. Уже дракон Джафар (Коша) создал генетически самок-дракон и стал прародителем драконьей цивилизации. Драконы Шумила — миролюбивые и мудрые исследователи, осваивающие время и пространство. Эти драконы показывают дальнейшее положительное развитие образа дракона[18].

Лондонские драконы — коварные крылатые хищники из фильма «Власть огня». Огромны, огнедышащи и агрессивны. Именно они были причиной гибели всех динозавров. Будучи разбуженными в современности, драконы очень быстро расплодились и поставили человеческий род на грань вымирания. Единственный громадный самец пробудился и жил в Лондоне; все прочие драконы были самками. В этом фильме драконы впервые были представлены в современном антураже[31].
Драконы и магия

Некоторые люди считают, что драконы невероятно могущественны, обитают в астральном мире и готовы помогать: мол, дружественный дракон станет защитником дома, позволит заглядывать в будущее и пользоваться своей энергией. Исходя из этого, люди практикуют магию для того, чтобы использовать силы драконов в своих целях. Придумано множество ритуалов[32].

По мнению Д. Дж. Конвэй, драконы помогают человеку собрать свои внутренние силы, успешно противостоять навязываемому контролю, негативному психологическому программированию и избавиться от давления людей, причиняющих душевную боль. О существовании и силе драконов говорят только последователи Фейской традиции

Согласно этому представлению, драконы имеют тело, но их место в астральном мире, они повсюду и буквально в каждом предмете. Любое действие может оказаться следствием их силы. Однако считается, что драконы не вмешиваются в дела людей, полагая последних чем-то более низким. Причинами, по которым дракон может помочь человеку, являются неотвратимая угроза для среды обитания дракона и убедительность мага, контактирующего с драконом при помощи соответствующих ритуалов. Однако некоторые драконы обожают общение с детьми, особенно наделёнными парапсихологическими способностями

Считается, что астральные тела могут проявлять себя на физическом уровне, и этим объясняются появления, например, Лох-Несского чудовища


 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 10:44 | Сообщение # 5
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги










 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 10:53 | Сообщение # 6
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги




]





 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:03 | Сообщение # 7
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги










 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:14 | Сообщение # 8
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги










 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:23 | Сообщение # 9
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги










 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:33 | Сообщение # 10
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги












 
werlokДата: Пятница, 10.05.2013, 11:37 | Сообщение # 11
любовь
Группа: РАдужный человек
Сообщений: 1539
Статус: вне радуги
здорово))))
ДоБРа!!!!
 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:39 | Сообщение # 12
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги












 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:47 | Сообщение # 13
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги










 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 11:56 | Сообщение # 14
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги














 
ЗентаДата: Пятница, 10.05.2013, 12:04 | Сообщение # 15
любовь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1902
Статус: вне радуги















 
Форум » Наследие Предков » Боги Славянские. Мифология » Славянская мифология. Часть 2
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: