Таким образом, мы рассматриваем процесс переживания
событий личностью и используем для его описания двенадцать фаз,
которые открыл Будда. Вот перечень этих нидан, порожденных
Неведением:
Впечатление,
Восприятие,
Имя-форма,
Шесть чувств,
Соединение с предметами,
Ощущение,
Желание,
Привязанность,
Желание существования,
Рождение,
Старость,
Смерть.
С предлагаемой точки зрения, это фазы процесса восприятия,
которые описывают процесс работы психики человека.
Анализ
работы этой цепочки начнем с последнего пункта.
Когда переживание умирает, оно оставляет в душе след,
являющийся квинтэссенцией этого переживания. Это и оценка
его в целом, и некоторые запомнившиеся особенности, которые
характеризуют прошедшее событие и его восприятие
индивидуумом.
Когда в будущем появляются благоприятные
условия, из памяти поднимается воспоминание об этом
переживании, основанное на этом следе. Таким образом,
оказывается сформированным некоторое Впечатление о
реальности. Впечатление требует дополнительного Восприятия
поступающей информации. Для этого воссоздается Имя-форма,
связанна я с особенностями накопленного опыта. Имя-форма связывается с Шестью чувствами, которые напоминают о
прошлых ощущениях. Происходит Соединение органов чувств с
действующими предметами чувств, и возникает новое
Ощущение. Ощущение порождает Желание продлить это
ощущение. Отсюда возникает Привязанность к возникшему
ощущению. Эта Привязанность стремится проявить и
реализовать себя в мире, таким образом, зарождается Желание
осуществления. Это Желание ведет к Рождению очередного
переживания, Старению ощущений в рамках этого переживания
и Смерти переживания.
Таким образом, круг замыкается.