[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Алмазная мудрость » Тибетские знания » Привязанности, зависть, гнев и противоядия от всего этого
Привязанности, зависть, гнев и противоядия от всего этого
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:09 | Сообщение # 1
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Противоядия от омрачений

В то время как прямое восприятие пустотности от неотъемлемого существования – природы реальности – это окончательное противоядие, обладающее способностью с корнем устранить умственные омрачения, на взращивание правильного воззрения пустотности требуется время. Меж тем, мы можем получить пользу от знания и применения противоядий, конкретно соответствующих каждому из омрачений.

Чтобы применить противоядие, нам нужно сперва распознать омрачение, когда оно присутствует в нашем уме. Затем мы размышляем над недостатками этого омрачения, что побуждает нас искать противоядие от него.

В какой-то момент конкретное противоядие от омрачения может позволить вам с легкостью это омрачение отпустить, а месяц спустя более эффективным может оказаться другое противоядие. На то, чтобы глубоко познакомиться с каждым из противоядий, требуется время. Не ожидайте, что в пылу гнева ваш ум успокоится просто благодаря чтению списка противоядий от гнева. Посему, мудро познакомиться с противоядиями от конкретного омрачения, медитируя на них тогда, когда ваш ум этим омрачением не захвачен.

Не ждите, что омрачения исчезнут просто потому, что вы успешно применили противоядие один раз. До тех пор, пока мы не обретем прямое и неконцептуальное постижение пустотности, омрачения продолжат проявляться в нашем уме. Не отчаивайтесь.
Продолжайте практиковать. Усилия, направленные на преображение нашего ума, приносят пользу нам самим и другим.

Привязанность

Что такое привязанность?


Привязанность – это умственный фактор, который на основе переоценки или преувеличения привлекательности объекта (личности, вещи, идеи, чувства, нашей репутации и так далее) проявляет к объекту мощный интерес и желает им завладеть. Она воспринимает желаемый объект как постоянный, обеспечивающий удовольствие, чистый и самосущий (существующий самостоятельно, обладающий независимой природой).

Непривязанность – это настрой, противодействующий привязанности. Она оттягивает наш ум от его компульсивной вовлеченности в объект благодаря пониманию природы объекта, и устраняет цепляние за то, чтобы объектом обладать.

Каковы недостатки привязанности?


Она порождает неудовлетворенность. Мы неспособны наслаждаться тем, что имеем, и постоянно неудовлетворены – желаем побольше и получше.
Мы переживаем эмоциональные взлеты и падения.
У нас множество нереалистичных ожиданий относительно других людей и мы не принимаем их такими, какие они есть.
Мы потакаем себе и интригуем, чтобы заполучить желаемое. Мы действуем лицемерно, с низменной мотивацией.
Даже если мы длительное время будем прилагать огромные усилия, чтобы заполучить объекты привязанности, успех нам не гарантирован.
Мы тратим впустую свою жизнь: мы не практикуем Дхарму, потому что объекты привязанности нас отвлекают или мы ими одержимы. Даже если мы пытаемся практиковать Дхарму, привязанность непрерывно вмешивается, отвлекая нас от практик по развитию созидательных качеств.
Наша практика Дхармы может стать нечистой, потому что мы создаем видимость практики, но на самом деле стремимся к репутации, подношениям или власти.
Привязанность – одно из главных препятствий для развития сосредоточения.
Мы создаем огромную неблагую карму в силу воровства, алчности и тому подобного.
Она вызывает беспокойство, тревожность и фрустрацию.
Из-за неё в будущем мы оказываемся в неудачном перерождении; это главная причина сансары в целом.
Она заставляет нас переживать привязанность в будущих жизнях.
Она мешает нам обрести реализации и достичь освобождения или просветления.
Когда мы расстаемся с близкими, наши умы терзаемы грустью и горем. Когда мы с ними, удовлетворения все равно нет.
Мы измеряем свои как личности успех или неудачу на основе поверхностных факторов, таких как материальный успех и социальный престиж.
Мы впадаем в замешательство, потому что не знаем, что выбрать в своей борьбе за то, чтобы из каждой ситуации выжать максимум счастья.
Привязанность играет роль в со-зависимости и вынуждает нас ощущать беспомощность, потому что мы отдали свою силу тем, кто контролирует объекты нашей привязанности.
Привязанность тесно связана со страхом и является его причиной. Мы боимся, что не получим того, чего страстно желаем. Мы боимся, что расстанемся с людьми и объектами, которых желаем.
 
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:13 | Сообщение # 2
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Каковы противоядия от привязанности?

Вспоминайте недостатки привязанности и преимущества её оставления.
Размышляйте над уродливыми или нечистыми аспектами объекта.
Вспоминайте о непостоянстве объекта. Поскольку он меняется мгновение за мгновением и нам в конечном итоге придется с ним расстаться, какой прок от того, чтобы цепляться за объект сейчас?
Подумайте о нашей смерти и вспомните о том, что объекты привязанности в момент смерти не принесут нам пользы и даже могут причинить вред.
Спросите себя: «Даже если я заполучу то, что мне нравится, принесет ли мне это окончательное и устойчивое счастье?»
Вспомните, что в прошлых жизнях мы бесконечное множество раз переживали подобные виды удовольствия и это ни к чему нас не привело.
Мысленно разделите объект или личность на части и постарайтесь найти то, что в них кажется столь желаемым.
Подумайте о том, как наш ум создает прекрасный объект, интерпретируя его в конкретном ключе и придавая ему ярлык «прекрасный». Затем мы путаем свое представление об объекте с самим объектом.

Привязанность к похвале и одобрению

Когда кто-то хвалит вас, думайте, что слова их обращены к человеку, стоящему за вами, или к вашему духовному наставнику, которого вы визуализируете у себя в сердце.
Думайте: «То, что кто-то меня мучает, не ведет меня к неудачным перерождениям, а вот привязанность к репутации ведет».
Вспомните о том, что угодить другим людям сложно. Они, может быть, и хвалят нас сейчас, но позже могут ощутить зависть или соревновательность. Они сердятся, когда мы с ними не соглашаемся. Какой посему прок от того, чтобы привязываться к их похвале и одобрению?
Похвала может привести к высокомерию, что является огромным препятствием в практике Дхармы.
Похвала не приносит позитивный потенциал для будущих жизней, долголетия, силы, хорошего здоровья или комфорта. Она не усиливает наши любовь и сострадание и не помогает нашей практике Дхармы. Посему, какой от неё прок?
Когда рушатся песочные замки, дети воют от отчаяния. Подобным образом, мы отчаиваемся и жалуемся, когда уменьшаются получаемые нами похвала и репутация.
То, что кто-то нас хвалит, не означает, что мы обладаем названными другими качествам. Более надежный способ развить уверенность в себе – понять присущий нам потенциал на то, чтобы стать полностью просветленным существом.
Привязываясь к похвале, мы позволяем другим людям манипулировать нами. Мы оставляем различающую мудрость, которая способна различить, кто достоин доверия, а кто нет.
Похвала не приносит нам пользы; она помогает человеку, который её высказывает. К примеру, когда мы восхваляем будд и великих практикующих, получают ли они от этого пользу? Нет, пользу получаем мы.
Когда в нас есть качество, которое восхваляют, нужно помнить, что оно не наше. Мы обладаем этим благим качеством благодаря доброте тех, кто растил и обучал нас.
Человек, который восхваляет нас, может начать критиковать нас пять минут спустя.
Умерев, мы не сможем забрать похвалу с собой.
Приятные слова подобны эху. Подобно тому, как эхо зависит от скал, ветра, вибрации и тому подобного, восхваляющие меня слова зависят от множества факторов.
Анализируйте каждое слово, чтобы понять, можно ли отыскать в нем счастье. Удовольствие, которое мы ощущаем от похвали, не существует в словах, в произносящих их человек или в нас. Оно возникает на основе множества условий.
 
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:15 | Сообщение # 3
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Противоядия от сексуальной привязанности

Важно отметить, что тело и секс не считаются в буддизме злом. Тело – лишь то, чем оно является: собрание физических субстанций. Совокупление – биологическая функция. Тем не менее, когда в уме бушует сексуальная привязанность, заниматься стабилизирующей и аналитической медитацией становится сложно. Чтобы усилить нашу способность сосредотачиваться на объекте медитации, полезно применять любое из описанных ниже противоядий.

Вспомните трудности, которые сопровождают романтическую привязанность. К примеру, в процессе установления взаимоотношений мы легко вовлекаемся в планирование, игры и возню. Когда мы состоим во взаимоотношениях, следуют ссоры, ревность, собственничество и требования. Другой человек никогда не бывает нами полностью удовлетворен, а мы никогда не бываем полностью удовлетворены им или ей.
Взаимоотношения всегда неизбежно завершаются; невозможно быть всегда вместе. Когда что-то сходится вместе, обязательно случится и расставание.
Представляйте человека в младенческом возрасте и представьте, как он или она будут выглядеть в возрасте восьмидесяти лет. Другой вариант – думать о нём или о ней как о брате или сестре.
Тело подобно фабрике по производству нечистых субстанций и запахов. Всё, что выходит из тела – экскременты, ушная сера, мокрота и так далее – непривлекательно. Что в этом привлекательного?
Изучите внутреннее содержимое тела. Если мы не желаем тела, когда с него содрана кожа, почему мы его желаем, когда оно кожей покрыто?
Пища чиста, но когда её прожуешь, становится нечистой. Тело полно частично переваренной пищи и экскрементов.
Зачем украшать тело, которое, если бы его оставили в естественном состоянии, сопровождалось бы зловонным дыханием, неприятным телесным запахом и растрепанными волосами?
Представьте мертвое тело искомого человека. В этом случае у нас нет желания ласкать это тело.
Если нас пугает скелет, не следует ли нам в равной степени бояться ходячего трупа?
Наши собственные тела – мешки нечистых субстанций. Каков тогда толк от того, чтобы быть одержимыми тем, чтобы касаться тела другого и владеть им – ведь оно также состоит из тех же субстанций?
Если нам нравится обнимать кого-то, потому что его или её тело мягкое, почему бы не обнять подушку?
Если мы говорим, что любим ум какого-то человека, ум этот нельзя потрогать.
Если нам не нравится касаться экскрементов, почему мы хотим касаться тела, что их производит?
Сексуальные отношения могут приносить некое временное удовольствие, но оно быстро завершается и мы возвращаемся к тому, с чего начали.
 
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:15 | Сообщение # 4
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Гнев
Что такое гнев?


Гнев (враждебность) – это умственный фактор, который при отсылке к трем объектам тревожит ум в силу неспособности стерпеть объект или намерения причинить ему вред. Три объекта – это человек или объект, который нам вредит; страдание, которое мы получаем, или причина, в силу которой нам вредят. Слово «гнев» здесь включает целый спектр эмоций, включая раздражение, недовольство, негодование, затаивание обиды, злобу, мстительность, ярость и так далее.

Терпение – это умственное состояние, что противодействует гневу. Это способность оставаться устойчивыми и спокойными перед лицом страданий или вреда. Существуют три вида терпения: 1) терпение, что воздерживается от ответного удара; 2) терпение, что способно претерпеть страдания, и 3) терпение в практике Дхармы и том, чтобы бросить вызов нашим ошибочным представлениям.

Каковы недостатки гнева и враждебности?


Одно мгновение гнева уничтожает огромное количество благого потенциала, созданного нами с огромными усилиями.
Мы становимся сварливыми, раздражительными, и часто пребываем в дурном настроении.
Гнев портит дружбы, создает напряжение с коллегами и является главной причиной войн и конфликтов.
Гнев делает нас несчастными, и мы говорим и совершаем вещи, из-за которых несчастны другие – особенно те, о ком мы заботимся больше всего.
Он лишает нас рассудка и здравого смысла и заставляет поступать диким образом, говоря и совершая вещи, по поводу которых нам позже стыдно.
Под его влиянием мы вредим другим – телесно и умственно.
В силу того, что мы поступаем так плохо, мы не нравимся другим и они даже могут желать нам дурного.
В будущих жизнях мы снова будем терять терпение.
Мы создаем огромную неблагую карму, что вынуждает нас переродиться в месте, где много враждебности, насилия и страха.
Гнев препятствует нашему духовному продвижению и нам не удается достичь реализаций. В частности, он вредит взращиваемым нами любви и состраданию и не дает нам стать бодхисаттвой.
Другие могут в силу страха исполнять наши желания, но не любят и не уважают нас. Этого ли мы хотим?

Каковы противоядия от него?

Помнить о недостатках гнева и о преимуществах его оставления.
Зачем быть несчастными и сердитыми, если мы можем изменить ситуацию? Зачем быть несчастными и сердитыми, если ситуацию исправить нельзя?
 
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:16 | Сообщение # 5
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Терпение, что воздерживается от отплаты: противоядия от гнева, который возникает, когда нам вредят или угрожают

Мы переживаем проблемы или подвергаемся вреду со стороны другого человека, потому что в прошлом создали причину, причиняя вред другим. Посему зачем сердиться на другого человека? Винить следует лишь наш собственный эгоистичный ум и омрачения. Если бы в прошлом мы приложили усилия к тому, чтобы достичь освобождения или просветления, то не оказались бы в подобной ситуации сейчас.
Другой человек несчастен и именно потому нам вредит. Нужно распознать его страдания. Несчастные люди должны быть объектами нашего сострадания, а не гнева.
Человек, который причиняет нам вред, находится под контролем своих омрачений – так зачем на него сердиться?
Если бы склонность причинять вред была природой другого человека, зачем на человека сердиться? Мы не сердимся на огонь за то, что он горит, потому что такова его природа. Если склонность причинять вред не является природой другого человека, зачем сердиться? Мы не сердимся на небо, когда идет дождь, потому что грозовые тучи не являются его природой.
Нужно вспоминать о наших ошибках. Наши бездумные или нечуткие действия в этой жизни могли простимулировать проблему.
Если мы откажемся от привязанности к материальному имуществу, друзьям и родственникам и своему телу, то не будем сердиться, когда им причинят вред.
Когда другие люди точно указывают на наши ошибки, то говорят правду и описывают то, что видело и множество других людей – так зачем на них сердиться? Ситуация такова же, как если бы кто-то озвучил некий факт – например, «У вас на лице есть нос». Все это видят, так зачем это отрицать? Кроме того, они дают нам возможность исправить свои ошибки и стать лучше.
Если нас несправедливо обвиняют, нет повода сердиться, потому что у другого человека неточная информация. Мы не сердимся, когда кто-то говорит, что у нас на голове рог, потому что это неправда.
Отвечая ударом на удар, мы создаем новую неблагую карму, чтобы в будущем переживать еще новые проблемы. Если мы претерпеваем трудности, это исчерпывает созданную нами в прошлом неблагую карму.
Причиняя нам вред, другой человек создает неблагую карму и будет пожинать плоды своих действий. Посему он должен быть объектом сострадания, а не гнева.
Мысленно разделите человека или ситуацию на части и ищите то, что конкретно является столь отталкивающим.
Посмотрите, как ваш собственный ум создает врага, интерпретируя ситуацию в конкретном ключе и навешивая ярлыки «плохое» и «враг».
Умственное состояние, что желает мстить и причинять боль ужасно. В мире уже достаточно страданий. Зачем создавать еще больше?
Причинение вреда другим и радость по поводу причинения боли разрушает наше собственное самоуважение.
Нет повода сердиться на тех, кто критикует Три Драгоценности или нашего учителя Дхармы. Они делают это лишь в силу неведения. Их критика совершенно не вредит Трем Драгоценностям.
Нужно вспоминать о доброте врага в том, что он предоставляет нам возможность практиковать терпение, ведь без этого мы не смогли бы достичь просветления. Терпение можно практиковать только при наличии врага. Мы не можем практиковать терпение по отношению к Будде или нашим друзьям; посему, враг является чем-то редким и особенным.
Если мы – практикующие Дхарму, нет смысла опираться на Будду, но при этом продолжать вредить живым существам. Мы не только становимся лицемерами, но и вредим живым существам, которых Будда лелеет больше, чем себя.
Если мы добры к другим, то будем нравиться им, и они станут помогать нам даже сейчас. В конечном итоге, практика терпения приведет нас к просветлению.
Думайте: «Как этот человек, который мне столь неприятен, так и я непостоянны и пустотны от неотъемлемого существования».
Помните о доброте, которую по отношению к вам проявлял в прошлых жизнях этот человек, и думайте: «Сейчас мне нужно заботиться о нем с любовью».

Терпение, что добровольно претерпевает страдания: противоядия от гнева, который возникает, когда мы страдаем

Помните, что природа циклического существования неудовлетворительна. Боль и проблемы возникают естественным образом. Нет ничего удивительного в том, что мы, например, заболеваем.
Размышляйте над преимуществами переживания боли (например, когда вы больны):
Наше высокомерие уменьшается, и мы становимся более смиренными, признательными и восприимчивыми по отношению к другим.
Мы более ясно видим неудовлетворительную природу циклического существования. Это помогает нам породить решимость освободиться от циклического существования и достичь освобождения.
Наше сострадание по отношению к другим переживающим боль возрастает, потому что мы понимаем их переживания.
Выполняйте медитацию принятия и даяния.
Люди мирские добровольно претерпевают множество трудностей для мирской прибыли и репутации. Почему мы неспособны стерпеть трудности и неудобства, что являются частью практики Дхармы, которая принесет нам окончательный покой и счастье?
Если мы будем упражняться в терпении по отношению к мелочам, то благодаря силе знакомства позже сможем легко стерпеть крупные страдания.
 
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:17 | Сообщение # 6
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Зависть / ревность
Что такое зависть/ревность?


Зависть – это умственный фактор, который в силу привязанности к уважению и материальным объектам неспособен стерпеть те блага, которыми обладают другие.

Радость – это умственное состояние, при котором мы сорадуемся наличию у других хороших качеств, возможностей, талантов, материальных объектов, уважения, любви и так далее.
Каковы недостатки зависти/ревности?

Мы несчастны, пребываем в смятении и неспособны хорошо спать.
Наши собственные хорошие качества истощаются.
Мы начинаем бояться, потому что кто-то другой может заполучить то, чего хотим мы.
Зависть/ревность разрушает дружбу, которую мы ценим.
В силу зависти мы глупо выглядим в глазах тех, кого уважаем.
Под влиянием зависти/ревности мы строим заговоры с тем, чтобы уничтожить счастье других, и при этом лишаемся собственного самоуважения.
Мы клевещем, сплетничаем и дурно говорим о других.
Мы вредим другим и задеваем их чувства.
Мы создаем неблагую карму, что принесет еще больше проблем в будущих жизнях.
Зависть/ревность уничтожает нашу добродетель, тем самым мешая нам обретать мирское и дхармическое счастье.

Каковы противоядия от неё?

Вспоминайте о недостатках зависти/ревности и о преимуществах её оставления. Зависть/ревность нам только вредит.
Сорадуйтесь удаче и благим качествам других. Благодаря этом ум становится счастливым и мы создаем огромный благой потенциал.
Если то, чему мы завидуем – это объекты мирские (деньги, имущество, красота, мирские знания, власть, репутация, сила, таланты и так далее), нужно вспоминать, что эти вещи все равно не приносят окончательного счастья. Если речь идет о дхармических качествах и добродетелях в других, нужно вспоминать, что благодаря тому, что этими вещами обладают другие, мы получим пользу – ведь эти люди будут помогать нам и всем остальным.
Вспоминайте, что мы часто говорим: «Как замечательно было бы, если бы другие обладали счастьем. Я буду трудиться ради блага других». Теперь кто-то иной обрел счастье, а нам даже не пришлось пальцем ради этого пошевелить. Так зачем испытывать недовольство по поводу их счастья? Это особенно актуально, если речь о счастье лишь временном, мирском.
Зависть/ревность не приносит нам того, чего мы желаем. Например, независимо от того, получит ли какие-то деньги наш конкурент, факт отсутствия денег у нас не изменится.
Если бы мы были лучшими и самыми талантливыми, мир был бы в плачевном положении, потому что мы невежественны относительно множества вещей. Посему хорошо, что другие знают больше чем мы и способнее нас, потому что мы можем получить пользу от того, что они делают, и учиться у них.
 
ЛИИТДата: Воскресенье, 11.09.2016, 13:17 | Сообщение # 7
любовь
Группа: Волшебница Радужного Мира
Сообщений: 9498
Статус: вне радуги
Высокомерие
Что такое высокомерие?


Высокомерие – это умственный фактор, который мощно цепляется за ошибочное представление о «я» и «моём» и раздувает их важность, вынуждая нас чувствовать, что мы превосходим других. Мы раздуваемся и становимся заносчивы.

Уверенность в себе и смирение – это умственные состояния, в которых ум расслаблен, восприимчив к тому, чтобы учиться, уверен в наших способностях и доволен нашим положением. Мы больше не чувствуем стресса по поводу необходимости доказывать свою состоятельность или пользоваться признанием.
Каковы недостатки высокомерия?

Мы высокомерны с теми, кто ниже нас, соревнуемся с теми, кто обладает равными способностями, и завидуем тем, кто лучше.
Мы выглядим смехотворно или жалко, когда показушничаем и хвастаемся.
Наш ум полон стресса по поводу попыток доказать нашу состоятельность.
Мы легко оскорбляемся.
Высокомерие мешает нам учиться, и посему является большим препятствием для духовного продвижения.
Мы создаем неблагую карму, которая ведет к низшему перерождению. Даже когда мы снова переродимся людьми, то будем бедны, лишены счастья, рождены в низком положении и будем иметь плохую репутацию.

Каковы противоядия от высокомерия?

Помнить о его недостатках и о преимуществах отказа от него.
Все наши благие качества, богатство, талант, физическая красота, сила и так далее обретаются благодаря доброте других. Если бы другие не предоставили нам это дело, если бы они не учили нас, не давали нам работу и так далее, мы не имели бы ничего и были бы лишены знаний и благих качеств. Как мы можем считать себя превосходящими других, когда ни одна из упомянутых вещей не происходит исключительно от нас самих?
Размышлять над двенадцатью звеньями, двенадцатью источниками, восемнадцатью составляющими и другими сложными темами. Мы быстро увидим, что ничего особо не знаем.
Вспоминать о наших недостатках.
Признать, что высокомерие – это плохо скрываемый, но неэффективный способ быть довольными собой. Вместо того нужно сосредоточиться на развитии подлинной уверенности в себе, основанной на наличии будда-потенциала.
Пока мы всё еще пребываем под контролем омрачений и кармы и вынуждены бесконтрольно перерождаться, чем можно гордиться?
Независимое «я», за которое мы цепляемся как за столь важное, вовсе не существует.
Размышляйте над благими качествами других, в особенности будд и бодхисаттв. Мы быстро видим, что наши качества бледны в сравнении. Нам уместнее усердно трудиться для того, чтобы взрастить благие качества, и устремляться к тому, чтобы стать подобными буддам и бодхисаттвам.
Исповедоваться в наших разрушительных действиях. Чем гордиться, когда в потоке нашего ума так много неблагих кармических семян?
Совершать простирания с тем, чтобы ослабить наше высокомерие и развить уважение к тем, кто обладает благими качествами.
 
Форум » Алмазная мудрость » Тибетские знания » Привязанности, зависть, гнев и противоядия от всего этого
Страница 1 из 11
Поиск: