Маат ассоциируется со знаком Водолея. Так вот почему энергии Маат, так волнуют нас сегодня, оказывается, мы вступили в её
Эру. Именно с её энергиями работает Сен-Жермен – Владыка Эры Водолея:
гармония, космический порядок, церемониальная магия, справедливость.
Согласно египетской традиции, она установила путь эклиптики, по которому движутся планеты. В этой роли Маат выступает, как
покровительница божественного порядка, обеспечивающая неизменное
действие солнечного принципа (жизненной силы). Поэтому её называли
Владычицей Челна. В своём аспекте заупокойного божества Маат носит перо истины, которое в сцене великого суда взвешивается на другой
чаше весов против сердца посвящаемого. Этот акт удостоверяет праведность
деяний человека и определяет, отправится ли он в мир нетеру,
преобразится в небесное существо или вернётся на землю.
Перо было орудием письма в Древнем Египте, а Маат является супругой
божественного писца Джехути (Тота). В этом аспекте ее называли
Владычицей Букв, богиней письменного слова, которое было сказано ее
мужем в начале времен. Она выполняет функцию структуры, воплощая
безграничные матрицы форм, наполненные вибрациями Джехути. В египетской
иероглифической письменности перо также является аналогом слова «кубит»
(как и скипетр Сешат), основой меры длины в священном каноне. Именно эта
мера длины, основанная на небесном ритме, использовалась в планировке
древних святилищ, где помещаются божественные
ка, когда
нетеру нисходят на землю. Будучи одной из небесных пар, Джехути и Маат представляют выражение
космического разума, и их царство охватывает континуум прошлого,
настоящего и будущего в движении небесных тел. В их власти находится
гадание и прорицание, как и теомантия – искусство наделения жизнью через
знание слов силы и священных имён.
Прежде чем посвященный в своем путешествии к космической жизни проходит через Дуат, он должен пересечь зал богинь Маати. Здесь обитают 42 божества, выслушивающие так
называемую отрицательную исповедь, которую нужно довести до конца, чтобы
освободиться от всех прошлых грехов. В этом отношении Маат представляет
принцип совести и врождённой нравственности.
Эмблемой Маат является цапля – птица камышовых болот, а ее цвет – блестящая белизна перьев цапли. Ее благовоние – ладан, воскуряемый при коронации правителей, а ее камни –
аметист и редкий пурпурно-синий египетский александрит. Ее металл –
платина, был хорошо известен в Египте; считалось, что он имеет
космическое происхождение.
Мехит (папирус) из которого изготавливался материал для письма, является ее священным растением.
Во всех египетских храмах первоначально имелась памятная стела с
изображением Маат в ее аспекте Сешат, богини счёта и строительства. В
этом образе она устанавливает священные каноны архитектуры и наделяет
вдохновением архитекторов и строителей. Рельефы с надписями на эту тему
были обнаружены в ряде мест, как правило, захороненные в центре храмов. С
символической точки зрения это означает, что они были зарыты в землю,
как семена будущего строения, вместе с фрагментами кладки более древних
храмов, что обеспечивало преемственность Божественного Дома в новом
цикле развития. На рельефах в Карнаке есть изображения Маат, помогавшей фараону и местному правителю Фив устанавливать угловые камни
на священной территории. Маленький храм, посвящённый Маат в этом
огромном комплексе, был построен фараоном Аменхотепом III в эпоху
Среднего Царства.
Следует добавить, что в египетском языке слово «маат» объединяло в себе сразу несколько понятий: «правда», «истина», «правопорядок», «этическая норма», «божественное
установление» (в природе и среди людей), «религиозные и нравственные
устои» и т. п. «Маат – это надлежащий порядок в природе и обществе,
который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с
тем это закон, порядок, справедливость и правда». Тексты, в которых
фигурирует богиня Маат, свидетельствуют о том, что она
является обожествленным эквивалентом указанного синтезного абстрактного понятия. Маат упоминается уже в «Текстах пирамид»: бог Ра объявляет, что он
«восстановил» Маат, а в другом месте говорится, что «небо удовлетворено,
земля ликует, ибо они слышали, что [покойный царь] водрузил Маат на
место беспорядка». В «Поучении Птахетепа», литературном тексте эпохи
Древнего царства, старый везир, наставляя своего ученика, говорит о
великих преимуществах истины. В знаменитой стеле «реставрации» говорится
о фараоне Тутанхамоне (1347-1335 гг. до н. э.), что «он изгнал
беспорядок из обеих стран и восстановил Маат. Ложь сделалась
омерзительной, а страна стала такой, какой была искони». О том, какой
страна была искони во времена Ра, мы узнаем из мифа храма греко-римского
времени в Фивах: «Маат спустилась на землю в их (великих богов) время и
сблизилась с ними»; «Маат спустилась с неба в их время и соединилась с
живущими на земле». Авторитет Маат особенно возрос в конце эпохи Древнего царства. Богиня была
поставлена в непосредственную связь с богом Ра как его дочь. А поскольку
бог солнца (начиная с V династии) становится верховным богом –
покровителем царей, их «отцом», постольку Маат во всех своих аспектах
символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и
нравственных принципов.
Концепция Маат составляет основное звено египетской этики. Везиры, начиная с V династии, считались жрецами Маат; судьи в более позднее
время носили на шее на цепочке ее изображение. В крупных храмах, и в
частности в храме в Дейр-эль-Медине, соблюдался культ Маат. Фараон, как
сын бога и представитель богов на земле, должен был охранять Маат –
правопорядок. Маат проникла и в литературу. Известна «Сказка о правде и кривде». Без вины ослепленный герой сказки назван Маат. Имеется
серьезное исследование Р. Антеса о Маат в текстах Амарны. Следует
отметить также косвенное влияние обожествленной концепции Маат на
возникновение в позднее время на древнем Востоке романа об Ахикаре,
написанном на арамейском языке.